?

Log in

No account? Create an account
avsm [userpic]
Этапы развития ребёнка - контроль головы
by avsm (avsm)
at September 21st, 2005 (03:17 pm)

основная цепочка биомеханического развития ребёнка - вертикализации (немного вкратце) -
1. полноценный контроль головы.
2. полноценное независимое сидение.
3. контроль бедра ("короткие ноги") - способность передвигаться на коленях.
4. полноценная ходьба, контроль "полных ног" - бедро+голень+стопа.

И эти этапы невозможно изменить или "пропустить". И все попытки, "пропустив" что-либо, пытаться тренировать следующий... обречены на провал (как минимум) и наносят вред ребёнку (иногда, при интенсивном воздействии).

Под "полноценным" здесь понимается не секундное достижение результата - "смотрите, о! вот сейчас держит голову (например), а сейчас не держит - устал" - а устойчиво воспроизводимый самостоятельно-достижимый результат.


Вступление
Биомеханическое определение контроля головы
Методика тестирования контроля головы
Ограничения данного метода тестирования
Заключение





1. Вступление.
Получив ваши вопросы по этому материалу, решил дополнительно структурировать:

Что здесь (ниже) опубликовано?
Начало большого труда, который, надеюсь, будет когда-то окончен :)
Здесь опубликована методика тестирования биомеханического развития ребёнка, которая позволит вам, как родителю ребёнка с ДЦП, самостоятельно получить ответ на вопрос - "имеет ли мой ребёнок "контроль головы"? Надеюсь, что вскоре появится подраздел о контроле сидения.
Этот материал - та точка отсчёта, которая позволит Вам, на мой взгляд, прекратить бесконечные поиски и перебор всех доступных методик - которые на слуху, модны, имеют положительные отзывы у знакомых и т.д., столкнувшись с индивидуальной (или принципиально-невозможной) неотзывчивостью у Вашего ребёнка с ДЦП на какую-либо методику - Вы получаете стресс и треволнения, что, в конечном итоге по прошествии значительного времени и десятка опробованных методов, приводит к тому, что любой прогресс становится принципиально невозможным.
Наше интуитивное восприятие словосочетания "контроль головы" кардинально отличается от сути и смысла ступени биомеханического развития. Восполнить этот пробел и призван данный материал. Вот что предлагает Яндекс на запрос "тестирование контроля головы" (очень показательно, кстати).

А зачем мне знать - есть ли у нас контроль головы или нет?
На мой скромный взгляд, любая возможность самостоятельного получения объективной информации даёт неоспоримые преимущества, как то:
1. позволяет проверить результаты всяческих мануальных воздействий\терапий\лечений, к которым вы вынуждены прибегать и пробовать;
2. чтобы не возникало ложных иллюзий в виде "улучшился контроль головы в вертикальной плоскости" (отзыв о результатах лечения по некоей методике лечения ДЦП). Потому как: (а) контроль головы - он для всех плоскостей, отсутствие одной из плоскостей приводит к отсутствию контроля головы вообще и можно говорить только об удержании головы; (б) если имеется в виду положение тела ребёнка - то опять, увы, контроль головы должен наблюдаться в любом положении ребёнка - лёжа, сидя, на боку, у Вас на руках, в коляске; (в) контроль головы - он либо есть, либо его нет. Употребление сравнительных оборотов (стал лучше, заметно улучшился) немного запутывает собеседника - ибо эта фраза в корректном варианте звучит как "контроля головы нет, как и не было его раньше, но есть улучшения (некоторые, какие-то) в удержании головы в вертикальной плоскости";
3. в конце концов, именно эта объективная информация позволит вам, как ДЦП родителю, как единственному человеку, который отвечает за вашего ребёнка, точно знать - что ждать дальше в развитии вашего ребёнка. Вы хотите чтобы Выш ребёнок стал сидеть? Это становиться возможным только после обретения контроля головы.

А почему именно голова? Почему у вас всё начинается с контроля головы, а не руки, ноги или переворачивания?
Развитие любого человеческого организма идёт по общим законам и первая ступень биомеханического развития любого человека - обретение контроля головы.
К сожалению, в случае с ДЦП мы имеем ситуацию, когда ребёнок с ДЦП (не смотря на возраст - 1,5 года, 5 лет) просто не прошел и не достиг этих этапов биомеханического развития. Или же в результате травмы головного мозга, ребёнок оказался "отброшенным" назад в своём биомеханическом статусе.

Это голая и неприкрытая реклама!
Данная методика тестирования родилась не на пустом месте - это во-первых. Она появилась в результате многолетнего практического опыта, тестирования, сопоставления, анализа, обобщения данных исследований строения нескольких тысяч детей с ДЦП. И является, кстати, интеллектуальной собственностью центра, в котором работаю я. Поэтому даже корректное цитирование будет включать в себя данные центра (и будет рекламой - голой - сообразуясь с заявленной Татьяной логикой).
Во вторых, "рекламная" ссылка, приведенная ниже, дана не как ссылка на "волшебный" центр (хотя он именно таковым и является - безальтернативным), а как ссылка на материалы в которых содержится ответ на другие два сакральных (и жизненно важных для вас) вопроса - "почему строение ребёнка с ДЦП отличается от строения здорового человека" и "как это можно исправить".

Почему мы вам должны верить?
Я, вобщем-то, и приглашаю вас не верить, а знать.
Вы проходите курс лечение в клинике К? Отлично. Вы пользуетесь услугами невропатолога П? Замечательно. Вы им доверяете и вас всё устраивает? Превосходно. Услышав от них, что у вас появился контроль головы - протестируйте вашего ребёнка и декларируемый "контроль головы", и сразу отпадут все вопросы и будущие, увы, неминуемые "крушения надежд".
Вот это:

не является свидетельством наличия контроля головы, потому как мы можем говорить только об удержании головы, но никак не о контроле. Во всех четырёх случаях биомеханическое тестирование показало отсутствие контроля головы.
Как проверить наличие контроля головы описано ниже. Контроль головы, который приводит к полноценному и самостоятельному сидению. А то, что изображено на этих картинках (а именно - удержание головы в одном положении или экстремальное "запрокидывание" головы), НИКОГДА не приведёт к сидению, увы.
И какой смысл придавать примитивной двигательной активности функциональный смысл стадии биомеханического развития? Кроме как облегчить жизнь и "продажу" мнимых результатов разнообразным нечистоплотным людям? Кроме как пытаться "строить замок из песка"?
Только вы, как родитель, отвечаете за будущее ваших детей. И как же страшно, когда за эти иллюзии придётся расплачиваться вашему ребёнку...

У нас нет контроля головы. И что дальше?
Пробуйте, перебирайте то "лечение", те методики, которые декларируют достижение этой ступени в развитии вашего ребёнка. Причем, вы уже "вооружены" - и вы легко сможете отделить "зёрна от плевел". Вы можете прибегнуть к услугам центра, в котором работаю я, можете прибегнуть к услугам клиники А или доктора Б, или отдаться рукам мануального терапевта В, попробовать чудодейственный лекарственный курс у С - пробуйте и проверяйте!
И не пытайтесь от меня получить ответ на вопрос "что дальше". Это - ваш личный ответ и ваш собственный выбор. И ваша ответственность.

А центр, в котором работаете вы, декларирует получение "контроля головы"? И в какой срок?
Да, причем, 100 %*. Срок? По-разному, цифры самые разнообразные - три месяца, год. Самый длительный процесс, зафиксированный в нашем центре - четыре года. В зависимости от состояния вашего ребёнка, его возраста, его тканево-структурной отзывчивости, вашей фокусировки на процессе - множества факторов. Но главное - что "контроль головы" (равно как и все последующие ступени развития) - гарантированно достижим и возможен.
* - это "смелое" заявление вызывает неоднозначную реакцию у некоторых родителей. Услышав о достижении успеха в 70 % случаев (например, в реабилитационной клинике К.) и придя туда - никто не может заранее сказать - попали ли вы в "счастливые" 70 % или же ваш удел - быть в группе 30 % неотзывчивых к методике. Я вынужден повторить - от нас - мы гарантируем обретение и последовательное прохождение всех стадий биомеханического развития здорового ребёнка для Вашего ребёнка с ДЦП. Все дети с ДЦП, проходящие реабилитацию в центрах ABR, обретают контроль головы, контроль сидения и т.д. Вопрос только об индивидуальных сроках достижения, которые, в свою очередь, зависят напрямую от Вас - от Вашей обучаемости и внимательности, от возможности сконцентрироваться на процессе реабилитации, времени, выделяемом на реабилитационные мероприятия и т.д.

Если всё так просто, то почему никто не тестирует контроль головы кроме вас?
Здесь помещено упрощенное (адаптированное) изложение основ системы биомеханического тестирования ABR. И подобное "простое" изложение стало возможным только после кристализации, окончательного формирования этой системы, до этого - всё было совсем уж не просто.
И мы как раз очень заинтересованы в широком распространении системы тестирования (поэтому она и выкладывается в свободный доступ), которая позволила бы иметь методологический инструментарий для определения биомеханического статуса ребёнка.




2. Контроль головы.

Если представим себе человеческий организм как последовательность взаимодействующих "блоков", то имеет смысл выделить: голова, шея, грудная клетка, поясничный отдел, таз, бедро, колено, голень и стопа (9 основных "блоков").
Head control and sitting
Стадии вертикализации - контроль головы и контроль сидения

Таким образом контроль головы, как первая стадия к вертикализация представляет собой уверенное и независимое владение первыми двумя "блоками", а именно головой и шеей.
Вынужден повторить, что наше бытовое толкование "удержания" головы (в одном из положений) значительно отличается от биомеханического толкования "контроля головы". Большинство родителей, увидивших удержание головы, интуитивно ожидают появления в будущем и полноценного контроля ("а пока суть, да дело - сосредочимся на функциональной активности рук и ног или потренируем сидение", - думают они. При естественном ходе вещей - это ожидание может оказаться несбыточным, а "тренировка" сидения - бесперспективной, ибо не пройден этап контроля головы).
Под контролем головы подразумевается способность ребёнка:
- сохранять нейтральное положение головы;
- фиксация положения головы при отклонениях от нейтрального положения и возможность возвращения в нейтральное положение (отведение головы в сторону не заканчивается в положении "голова, бессильно упавшая на грудь");
- сохранение нейтрального положения при активных движениях любого из основных биомеханических блоков (т.е. движение руки не приводит к повороту головы);
- движение головы не вовлекает в движение ни один из основных биомеханических блоков (поворот головы не приводит к поднятию руки, к движению грудной клетки и т.д.).
Как мы видим, ситуация качественно отличается от понятия "удерживает голову в нейтральном положении". Теперь расширим понятийный ряд и добавим двигательную функциональность, а именно контрбалансирование - важнейшее свойство в свете будущей ходьбы. Суммируя всё вышеперчисленное, мы получаем, что под контролем головы имеется ввиду:
- способность активно (самостоятельно) удерживать голову в нейтральном положении и совершать независимые (изолированные от других биомеханических блоков) движения головой.
- не связанность (независимость) движения головы с движением прочих частей тела - т.е. при движении головы не происходит вовлечения рук, туловища, таза, ног.
- и, наоборот - при движении других отделов организма (рук, ног и туловища) не происходит вовлечение в движение головы.
- при движении туловища или таза или при падении из положения сидя - движение головы происходит в противоположном общему направлению движения - например, при падении назад движение головы происходит вперёд или при колебании тела за таз вправо - голова движется влево, осуществляя балансирование.

Все перечисленные моменты являются обязательными. При отсутствии какого-либо из пунктов можно политкорректно говорить о "неполном контроле головы", но лучше говорить - об отсутствии контроля головы.




3. Тестирование контроля головы.
Как можно протестировать наличие\отсутствие "контроля головы" (еще раз - "контроль головы" означает возможность совершения всех доступных действий в трехмерном пространстве). Для простоты изложения сведём их к основным плоскостям -
поворотам головы направо и налево (1); наклоны головы вперёд и назад (2); сгибание головы к левому и правому плечу (3):

1. Повороты головы направо и налево положение "лежа на спине". Лицо ребёнка направлено в потолок.
Аккуратно (двумя или одной рукой - не суть), воздействуя на лицевую часть, поворачиваем голову ребёнка с тем, чтобы добиться контакта щеки (уха) с поверхностью. Затем голова приводиться в нейтральное (начальное) положение и пассивно поворачивается в другую сторону.
Фокус внимания - происходит ли вовлечение туловища, рук, таза, ног.
В самом экстремально-плохом случае - ребёнок будет сворачиваться весь набок. В самом хорошем случае - не будет происходить ничего (кроме поворота головы, разумеется).

Иллюстрации:

Head control for normal child - rotate to right - upper view
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Head control for normal child - neitral position - upper view
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left - upper view
Здоровый ребёнок
Поворот влево

Head control for normal child - rotate to right
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Head control for normal child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left
Здоровый ребёнок
Поворот влево

Head control for normal child - rotate to right
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Head control for normal child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left
Здоровый ребёнок
Поворот влево

Head control for 4pleg - rotate to right
Квадриплег
Поворот вправо
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево

На этих иллюстрациях видно вовлечение плеча в движении головы, что приводит к "поддергиванию" рук вверх, а также виден мощный шейный тяж.

Head control for 4pleg - rotate to right
Квадриплег
Поворот вправо
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево

В этом случае, поворот головы налево приводит к "сворачиванию" и тело ребёнка движется как единый блок - движение головы вовлекает в движение руки и туловище, и ребёнок сворачивается на левый бок.

Head control for 4pleg - rotate to right
Квадриплег
Поворот вправо
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево

В данном случае поворот головы приводит к классической для ДЦП ситуации - так называемой "позы фехтовальщика". Одна рука распрямляется, а вторая рука - согнута, поворот головы приводит к смене рук. Четвертая фотография позволяет увидеть, что поворот головы приводит к "поддергиванию" вверх и ног.

Необходимо заметить, что если поворот головы возможен, то он возможен в любых положениях - лежа, на четвереньках, сидя, стоя.
Следующие три фотографии иллюстрируют самостоятельный поворот головы в положении сидя:
Head control for normal child - rotate to right
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Head control for normal child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left
Здоровый ребёнок
Поворот влево

Мы видим - самостоятельное (мы употребляем термин "активное") чистое изолирование движение головы, не вовлекающее в движение плечевой пояс, руки, грудную клетку, таз и ноги. Можно также заметить, что поворот головы не приводит к потере равновесия и нарушения баланса тела.


2. Наклоны головы вперёд и назад.
2.1. Наклоны головы вперёд. В положении "лежа на спине". Лицо направлено в потолок.
Одна рука накладывается на затылочную часть - область между шеей и макушкой (ближе к макушке), другая контролирует туловище. Производим пассивный наклон - стремимся "воткнуть" подбородок в грудь. Выполняем несколько раз. Фокус внимание - вовлечение рук; ось вращение (ибо при "контроле головы" ось вращения должна проходить через С7 (седьмой шейный позвонок), а не через нижние рёбра); точку приземления подбородка - в идеале он должен "втыкаться" в место крепления ключиц и грудины; и происходит ли "раздувание" туловища на уровне нижних ребёр (в норме - не должно происходить).

Head control for healthy child - active movement
Здоровый ребёнок
Активный наклон
Head control for healthy child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for healthy child - passive movement
Здоровый ребёнок
Пассивный наклон

Head control for healthy child - active movement
Здоровый ребёнок
Активный наклон
Head control for healthy child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for healthy child - passive movement
Здоровый ребёнок
Пассивный наклон

Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон
промежуточная фаза
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон
финальная фаза

В данном случае мы наблюдаем экстремальную деформацию грудной клетки при выполнении данного теста. Нижние рёбра загибаются вверх, грудная клетка коллапсирует. Нижние рёбра - вот самая широкая часть туловища у этого ребёнка. Точка приземления подбородка находиться далеко от места крепления ключиц и грудины. Правая рука вовлекается в движение.

Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон
промежуточная фаза
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон
финальная фаза

Данный случай демонстрирует нам характерный патерн для ребёнка с ДЦП - пассивный наклон головы вперёд приводит к движению всего туловища. Грудная клетка коллапсирует, а ось вращения находится на передней поверхности и проходит через коллапсирующий живот, нижние рёбра заметно "раздуваются".

Head control for 4pleg
Квадриплег
Активный наклон
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон

Этот ребёнок способен к активным движениям головы. Он может самостоятельно совершить наклон головы вперёд. Однако, ось вращения в этом случае будет находиться на уровне конца лопаток (а не на уровне 7-го шейного позвонка, как у здорового ребёнка). Место "приземления" подбородка ближе к соскам, чем к месту крепления ключиц и грудины. Руки вовлекаются в движение головы. Именно подобная самостоятельная моторика свидетельствует об отсутствии контроля головы, мы можем говорить только об удержении с патологическими осями движения. А пассивное движение головы приводит к движению всего тела.

Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg
Квадриплег
Активный наклон

Активный наклон головы приводит к "раздуванию" туловища, особенно на уровне нижних рёбер. При этом левая сторона туловища отрывается от плоскости кушетки и ребёнок в этом положении крайне неустойчив.

Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg
Квадриплег
Пассивный наклон

Иной тип деформации грудной клетки, однако, как мы видим, пассивный наклон головы вперёд также приводит к "раздуванию" туловища, особенно на уровне нижних рёбер.


2.2. Наклон назад. Осуществляется с помощью подъёма "под спину". Двумя руками осуществляем захват туловища со стороны спины (контролируя перемещения ребёнка) и приподнимаем туловище. Фокус внимания - удерживается ли голова; ось вращения (нормальный контроль головы соответствует оси вращения, проходящему через шею, а не через спину на уровне ребер); оцениваем "выпирание" трахеи; раздувание шеи (мышечной массы, так называемого "bulge").
Этот же тест возможно выполнять на боку, что, практически всегда затруднительно - ибо редкий ребёнок с ДЦП лежит устойчиво на боку; и сидя, что требует изысканного мастерства в контроле над ребёнком. Часть этого теста изображена на моём изерпике.

Квадриплег

Квадриплег
Head control for normal child - side view
Здоровый ребёнок
Head control for normal child - upper view
Здоровый ребёнок
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Head control for 4pleg
Квадриплег





3. Сгибание головы к левому и правому плечу. Положение "лежа на спине". Двумя руками берём ребенка за голову и производим пассивные сгибания головы к плечам - стремимся коснуться правым ухом правого плеча, и затем левым ухом левого плеча. Фокус внимания - возможно ли изолированное движение головы, происходит ли вовлеченние туловища (грудной клетки, таза, ног, рук) в движение головы. В норме движение должно быть полностью и однозначно независимым.
Head control for normal child - rotate to right
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Head control for normal child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left
Здоровый ребёнок
Поворот влево

Head control for 4pleg - rotate to right
Квадриплег
Поворот вправо
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево

Данный случай демонстрирует отсутствие изолированного движения головы, мы можем наблюдать единое движение всего тела - туловища, таза и рук.

Head control for 4pleg - rotate to right
Квадриплег
Поворот вправо
Head control for 4pleg - neitral position
Квадриплег
Нейтральное положение
Head control for 4pleg - rotate to left
Квадриплег
Поворот влево


Необходимо заметить, что если сгибание головы возможно, то оно возможно в любых положениях - лежа, на четвереньках, сидя, стоя.
Следующие три фотографии иллюстрируют самостоятельный сгибание головы в положении сидя:
Head control for normal child - rotate to right
Здоровый ребёнок
Сгибание вправо
Head control for normal child - neitral position
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Head control for normal child - rotate to left
Здоровый ребёнок
Сгибание влево

Мы видим - активное изолирование движение головы, не вовлекающее в движение плечевой пояс, руки, грудную клетку, таз и ноги. Можно также заметить, что сгибание головы не приводит к потере равновесия и нарушения баланса тела.



Свершилось!! Публикуя данный материал, я, с волнением, ожидал каверзных вопросов - протестировал жену - явное отсутствие контроля головы! У неё - остеохондроз шейного отдела, но она же ходит?!, да и от родителей гипотоников тоже следовало ожидать бурной реакции - но в ответ была тишина. И наконец, на одном из форумов я нашел маму девочки-гипотоника, которая говорит о том, что эти тесты не совсем корректно работают на гипотониках.
И вот теперь, я получил повод опубликовать вторую часть этой методики тестирования -

Тестирование и его ограничения.

Тестирование ребёнка с ДЦП на предмет реализации определенных этапов моторного развития и качества структуры опорно-двигательного аппарата (контроль головы, сидения и пр.) - это процесс, состоящий из нескольких этапов.

И первый этап - это предварительная оценка.
На этом шаге задача заключается в том, чтобы путем минимального количества тестов оценить этап развития, на котором находится ребёнок.
Например, базовые тесты анализа диапазона и характера пассивных движений головы позволяют оценить наличие этапа контроля головы для большинства детей с доминирующим гипертонусом («спастические» формы). Основная цель этого первого приближения - разъяснить, что «удержание» головы в каком-то единичном положении отнюдь не означает, что присутствует «контроль» движений головы. Очевидно, что пассивные движения «легче», чем активные (те, которые ребёнок делает самостоятельно). И если ребенок не имеет полного диапазона пассивных движений в трех плоскостях, даже когда движения выполняются экзаменующим, то говорить об активном «контроле» явно не приходится.
Если подобное первое приближение позволяет охватить 2/3 случаев, то мы считаем такую информативность вполне достаточной.
«Охваченные» 2/3 означает, что:
а) у 2/3 очевидно здоровых людей тест не выявит отклонений.
б) у 2/3 детей с ДЦП будут выявлены проблемы: ограничение диапазона движений; вовлечение патологических осей движений; будут задействованы те элементы опорно-двигательного аппарата, которые не должны принимать участия в этом движении и т.д.

Как быть с оставшейся 1/3?
Этот вопрос состоит из двух частей:
а) условно здоровые люди, у которых тест выявит ограничения диапазона движений
б) случаи явной патологии, которые будут упущены из виду, и ошибочно интерпретированы, как «здоровые» (в первую очередь, случаи с гипотонусом).
Напомню, что полноценный контроль - это сочетание наличия целого ряда факторов: мобильности; стабильности; правильных осей движения; достаточной мышечной силы.
Что касается а), то, например, любой человек, страдающий остеохондрозом шейного отдела позвоночника явно будет иметь ограничения в подвижности. Означает ли это, что наличие остеохондроза эквивалентно отсутствию контроля головы? Разумеется, нет. Действительно, диапазон движений у человека с остеохондрозом ограничен, однако по другим параметрам отклонений не будет - нормальные оси движения; отсутствие патологической гипермобильности в соседних элементах опорно-двигательного аппарата и др. Он по-прежнему будет способен контролировать положение головы при движениях рук и туловища; будет способен возвращать голову в исходное положение при отклонении от него и пр.
В случае б) - дети с гипотонусом - в этом случае, наоборот, ограничения диапазона пассивных движений не будет, но это ещё не означает, что контроль головы есть.
В этих случаях необходим более глубокий анализ. Именно для этого нами была разработана система тестирования, включающую в себя более развернутую матрицу тестов, которая должна быть оценена только в совокупности:
  • анализ причины ограничения движений (мышцы передней и/или боковой и/или задней поверхности тела; поверхностные или глубокие мышцы; дистальные или проксимальные отделы мышц и т.д..)
  • анализ причины видимой полноты диапазона движений (нестабильность и патологическое вовлечение тех элементов опорно-двигательного аппарата, которые не должны принимать участия в этом движении; наличие патологических осей движения и др.)
  • дополнительные активные тесты - на способность к удержанию заданных положений головы непосредственно и при движении соседних элементов опорно-двигательного аппарата; возврат в заданное исходное положение при отклонении от него; и др.
    Например, для гипотоников наиболее информативными являются тесты, при которых вес тела переносится на грудную клетку, без вовлечения рук, такие как:
    - из положения лежа на спине поднять туловище ребёнка, поддерживая двумя руками в верхней 1/3 грудной клетки, но ниже шеи. По мере подъема, голова будет запрокидываться назад. В течение первых нескольких секунд ребёнок может попытаться удерживать ее от падения вниз и назад за счет перенапряжения передних мышц шеи, но очень скоро слабость глубинных структур шеи приведет к запрокидыванию головы и неспособности вернуть ее в горизонтальное положение. (Здоровый ребёнок справится с этим тестом без малейших проблем).
    - из положения лежа на животе поднять туловище ребенка, поддерживая двумя руками в верхней 1/3 грудной клетки, но ниже ключиц. Подняв на высоту, на которой будет невозможна помощь руками, подержать некоторое время (30 сек и более). Возможно, что в течение первых секунд ребёнок будет стараться удержать голову за счет напряжения грудной клетки и трапециевидных мышц, но вскоре грудная клетка начнет «проваливаться» под Вашими руками (особенно если слегка встряхнуть туловище ребенка (с амплитудой 5-10 градусов)). После этого голова упадет вниз, руки ребёнка повиснут, без возможности вернуться в горизонтальное положение. Опять же здоровый ребёнок уже в возрасте нескольких месяцев не испытает ни малейших проблем со свободно контролируемыми движениями головы в этом положении.
    Т.е. каждый отдельный тест не дает возможности полноценно оценить ситуацию, только их совокупность, объединенная в матрицу, позволяет сделать это.
    Именно поэтому, полное ABR тестирование включает в себя по нескольку десятков, взаимопересекающихся тестов для каждого из основных отделов опорно-двигательного аппарата (голова, шея, плечевой пояс, грудная клетка и т.д.).
    Чаще всего на практике тестирования ребёнка с ДЦП мы столкнемся со следующей ситуацией: скажем из 30 проведенных тестов, имеющих отношение к контролю головы, 20 будут бесспорно демонстрировать отличие между здоровым человеком и ребёнком с ДЦП; еще 5 будут принадлежать к области «да-нет» и еще 5 будут условно неотличимы.
    Для ребёнка с другой формой ДЦП и другой тяжестью поражения мы будем иметь аналогичное распределение, но распределение между тем какие именно тесты окажутся «явными», «спорными» и «неотличимыми» будет другим.
    Именно в этом и заключается достоинство матричного подхода к тестированию, которым пользуется ABR.

    Формализация полной биомеханической матрицы, по которой проводится ABR тестирование - это весьма трудоемкая задача, в которой достаточно много сугубо научных нюансов.
    Целью публикации небольшого числа тестов является ознакомление родителей детей с ДЦП с основными принципами биомеханического подхода. Причем, большинство воспринимает эту последовательность тестов как линейную, да ещё и невзаимосвязанную. Что – методологически неверно, но делать первый пост с полным перечнем тестов, фотографий, пояснений о технике исполнения, «тонких моментов» и нюансов – вряд ли имеет смысл – из-за значительности временных затрат и его явной "нечитабельности" и невостребованности.



    Всё, что перечислено мной не является сложным - ибо эти вещи легко доступны для вас самих - как для лиц, имеющих полноценный контроль головы. Пробуйте тестировать сами себя (или своих близких) и сравнивайте.
    И по большому счёту, сравнивая структурно здоровый организм с больным ДЦП, вы приближаетесь к самому важному и сакральному для Вас ответу на вопрос - "а что происходит? Чем же ваш ребёнок отличается?".

    Ответы на вопросы "почему ДЦП ребёнок отличается" и "как это можно исправить" вы сможете обрести на странице www.blyum.com (правда, только на английском языке, среди региональных сайтов есть сайты на фламандском, французском и немецких языках). В скором времени - надеюсь, появится и русский вариант сайта. Если изложение покажется вам немного сложным - то, что же, примите это как данность.
    Если Вас интересует сам процесс лечения, занятия какой-либо методикой (чтобы уверить себя в том, что Вы делаете все возможное для Вашего ребенка) - то на рынке ДЦП сейчас присутствует множество предложений - катание на пони, гипербарическая оксигенация, аминокислоты, купание с дельфинами, гомеопатия и иглоукалывание - но никто и никогда не сможет вам предсказать успех и тем более уж необратимость полученных изменений. А если Вам нужен результат - то Вам самим жизненно необходимо изучать\разбираться\понимать все происходящее с вашим ребёнком с ДЦП. Изучайте - это Ваш язык. "Посещая какую-либо страну для кратковременного визита, вам не придёт в голову и

  • Comments

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 21st, 2005 02:31 pm (UTC)
    или под кат надо было убрать?

    извините, если кого напряг размером поста

    Posted by: мама Поли и Насти (mamapoli)
    Posted at: September 21st, 2005 03:55 pm (UTC)
    Re: или под кат надо было убрать?

    за пост - спасибо, но лучше и впрямь было бы его под кат

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 21st, 2005 05:12 pm (UTC)
    убрал

    и добавил фотографии (совсем чуть-чуть).
    Сейчас работаю над расширенной версией.

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: September 22nd, 2005 08:08 am (UTC)
    спасибо, за интересный пост

    Алексей, это как я поняла Вы описали процесс тестирования наличие\отсутствие "контроля головы" , сегодня дома попробуем протестировать, но уже даже на первый взгляд с учетом всех наблюдений за своим ребенком могу сказать, что "контроля головы" у нее нет, так как присутствуют те самые движения руками, телом, во время пасивных поворотов головы.
    Следующий риторический вопрос будет "Что делать дальше?"

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 22nd, 2005 02:23 pm (UTC)
    вариантов несколько.

    Пожалуйста, кстати. На мой скромный взгляд, на русском языке (да и на английском) нет аналогов тому, что опубликовал я - внятной инструкции для родителя проверки наличия\отсутствия "контроля головы" у ребёнка. Не заезжим платным специалистом (за 50-150 евро за час), а для самих родителей. Если кто-нибудь сможет мне указать аналоги, то буду рад их изучить.
    Собственно, также я буду искренне рад любым вопросам по этой теме. Буду рад также и фотографиям. Советом - как опубликовать фотографии в жж и как их обработать - всегда помогу. Мне действительно интересно, как понимаются мои слова (весь мой практический опыт говорит, что понимаются достаточно слабо :), что можно списать на низкий общемировой образовательно-культурный ценз, а можно и на "корявость" в формализации собственной мысли).
    Плюс к этому - у Вас же есть второй ребёнок - прекрасный повод для тестирования и сравнения. Сравните два действия на ДЦП ребёнке и нормальном ребёнке - прекрасный повод увидеть, чем отличается.

    На риторический вопрос следует риторический ответ -
    1. готовиться к поездке в один из наших филиалов. С неизбежными "хостовыми" проблемами - Вы должны где-то останавливаться, да и вторую дочку тоже надо "пристроить".
    2. "мутить" российскую группу. Но даже для этого нужна "начальная" группа.

    Оксана, может Вы подождете ДВД? :) И самое главное - никаких резких движений. Не следует срочно пробовать фаркомалогический курс, не следует обращаться к хирургам и ортопедам. У Вас есть очень солидное и хорошиее преимущество - относительная молодость. Безусловно, к нам приходят и в 1,5 года (например, как та девочка, которая крутиться в режиме флэш-анимации). Но лучше начать в три года, чем в девять или пятнадцать лет.

    Posted by: ((Anonymous))
    Posted at: September 22nd, 2005 02:38 pm (UTC)
    Re: Я конечно-же подожду:)))

    Алексей, Ваш скромный взгляд верно подметил, что Вы проделываете колоссальную работу, и еще хочу сказать Вам большое спасибо за подробное объяснение тех вопросов, которые возможно, нам,живущим в России не всегда понятны с первого раза:)))
    Я вообще благодарна интернету и тем людям, благодаря которым я начала верить в свою дочь и никогда не буду опускать руки, так как верю, что не все еще познано в этом мире.
    Конечно я подожду ДВД...Насчет резких движений - это Вы верно подметили:))) но как-же хочется попробовать все и ничего не упустить:)))Тем более относительная молодость 3 годика все равно постепенно взрослеет.
    Что касается организационных вопросов поездки, то единственное, что пока радует, старшую дочку можно и дома оставить, все-таки ей уже 16 лет:)))
    А вот насчет "замутить" группу, то тут сложнее...Если сама я возможно и решусь на данную реабилитацию, то заниматься уговорами и разъяснениями родителей таких же детишек я не возьмусь...Но кто знает...что нам жизнь еще преподнесет:)

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 22nd, 2005 04:26 pm (UTC)
    а вот по поводу

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: September 23rd, 2005 08:48 am (UTC)
    Re: продолжая разговор

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 23rd, 2005 10:49 am (UTC)
    всегда

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 24th, 2005 09:49 am (UTC)
    Re: продолжая разговор

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: September 27th, 2005 08:56 am (UTC)
    Re: продолжая разговор

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 28th, 2005 07:35 pm (UTC)
    очевидные вещи

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: September 29th, 2005 09:29 am (UTC)
    Re: Российская группа - маленькая мечта

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: October 22nd, 2005 10:53 pm (UTC)
    двд выслано

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: October 27th, 2005 08:01 am (UTC)
    Re: двд выслано

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: November 4th, 2005 12:24 pm (UTC)
    Re: двд выслано

    Posted by: Золотая апельсинка (little_orange)
    Posted at: May 30th, 2006 10:55 am (UTC)
    Re: вариантов несколько.

    к нам приходят и в 1,5 года
    т.е. в год и 2 месяца - это рановато?

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: May 30th, 2006 11:52 am (UTC)
    отнюдь

    Posted by: Золотая апельсинка (little_orange)
    Posted at: May 30th, 2006 12:35 pm (UTC)
    Re: отнюдь

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: May 30th, 2006 05:12 pm (UTC)
    взглянул\посмотрел на Лизу

    Posted by: Золотая апельсинка (little_orange)
    Posted at: May 30th, 2006 12:53 pm (UTC)
    Re: отнюдь

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: May 30th, 2006 05:13 pm (UTC)
    конечно же

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 23rd, 2005 12:58 am (UTC)
    маленькое замечание

    мой ЖЖ не является отражением\преломлением моей профессиональной деятельности и посвящен скорее моим интересам. Если интересуют мои частные мысли - попробуйте использовать механизм меток (медицина).

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 23rd, 2005 02:23 am (UTC)
    единственный пост, что найден

    вот он - медицина

    Posted by: max_max_max (max_max_max)
    Posted at: September 27th, 2005 08:43 pm (UTC)

    Огромное спасибо за этот материал. Я устал воевать с бабушками, пытающимися ставить моего сына-ДЦПшку на ноги, минуя ползание и сидение. А в России DVD ABR Facts доступен?

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 28th, 2005 07:07 pm (UTC)
    Всегда пожалуйста.

    Я не имею достаточного временного резерва и поэтому очень поверхностно просмотрел ваш журнал (извините). Но сколько же еще предстоит повоевать... С физиотерапевтами, с практикующими неврапатологами, со всякими "тренерами" и "помощниками", и, не дай Бог, с хирургами. Удачи, сил и терпения вам!
    Если есть желание, попробуйте сфотографировать приведенные тесты (аналогичные образом - придерживаясь ракурса и крупности) и опубликуйте. Я всегда расскажу, что вижу (смогу увидеть).
    Дело-то и в том, что ЭТО - не высшие сакральные знания, а доступные для каждого сравнимые и постижимые вещи.
    В России этот ДВД доступен конечно же - опубликуйте скрытый комментарий с вашим адресом и контактной информацией - я во второй неделе октября вышлю вам диск.

    (Screened comment)
    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: September 29th, 2005 07:07 pm (UTC)
    пардон, но

    российская почта требует фамилии и имени получателя.
    а какой диагноз у сына?

    Posted by: max_max_max (max_max_max)
    Posted at: September 29th, 2005 08:49 pm (UTC)
    Re: пардон, но

    Извините, для почты - Козачек Максим.
    Некоторые врачи ставили диагноз "спастическая диплегия", некоторые - "тетрапорэз".

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: October 22nd, 2005 11:31 pm (UTC)
    выслано

    если не трудно, комментируйте, задавайте вопросы. Любые, самые каверзные.

    Posted by: ((Anonymous))
    Posted at: October 23rd, 2005 04:59 pm (UTC)
    Re: выслано

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: October 23rd, 2005 08:13 pm (UTC)
    Спасибо за вопрос, уважаемый аноним

    Posted by: ((Anonymous))
    Posted at: October 24th, 2005 03:16 pm (UTC)
    Re: Спасибо за вопрос, уважаемый аноним

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: October 24th, 2005 07:00 pm (UTC)
    т.е.

    Posted by: ((Anonymous))
    Posted at: October 25th, 2005 04:04 pm (UTC)
    Re: т.е.

    Posted by: avsm (avsm)
    Posted at: October 25th, 2005 05:31 pm (UTC)
    предыдущие посты - тоже ваши?

    Posted by: max_max_max (max_max_max)
    Posted at: November 1st, 2005 10:50 pm (UTC)

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: November 7th, 2005 01:42 pm (UTC)

    Posted by: Angel (solnusko)
    Posted at: November 21st, 2005 09:50 am (UTC)
    Re: сфотографировали ребенка

    38 Read Comments